Предыстория Патерика 1661 г.
Киево-Печерский патерик – сборник различных сочинений об основании Киево-Печерского монастыря и его святых насельниках древней поры. Патерик стал формироваться еще во времена Киевской Руси и постоянно дополнялся и редактировался в течение последующих столетий. Скорее всего образцом для него послужили переводные патерики, но это касалось лишь самой идеи подобного книжного жанра.
Создание Киево-Печерского патерика изначально было тесно связано с летописным творчеством и потому в составе его различных редакций так много соответствующих текстовых вкраплений, всевозможных фрагментов из летописей, в том числе, видимо, и не дошедших до нас.
Новый импульс в работе над текстом Патерика был дан в период архимандритства в Киево-Печерской лавре с 1627 г. Петра Могилы (1596‑1647), будущего митрополита. Желая показать в тогдашнем обществе Речи Посполитой, в состав которой с 1569 г. входили украинские земли, особую роль Киево-Печерского монастыря и его святынь, сподвижник Петра Могилы насельник этой обители Афанасий Кальнофойский издает на польском языке свою знаменитую книгу «ТЕРАТОYРГНМА lubo cuda» (1638), свидетельствующую о неувядаемой славе своей лавры.
Тремя годами ранее (1635) в той же киевской монастырской типографии на польском языке печатается книга будущего митрополита Сильвестра Коссова «ПАТЕРIKON abo zywoty ss. oycow pieczarskich», непосредственно предвосхитившая издание Патерика на церковно-славянском языке в 1661 г.